Допустим, вы запустили программу стажировки и за неделю получили 300 откликов. HR-специалист вручную перебирает каждый из них, тратит на это несколько часов. Проводит телефонное интервью с сотней кандидатов, выбирает 15 лучших и проводит еще один круг собеседований.
Это кажется нормальным. Пока компания не подключает для отбора
Бот ведет диалоги со всеми соискателями одновременно, собирает и структурирует информацию для рекрутера, а также дает каждому пользователю обратную связь. В итоге список из 15 подходящих кандидатов появляется у работодателя в несколько раз быстрее.
Кроме того, бот никогда не болеет и работает 24/7. Это удобно, потому что у кандидатов время на изучение вакансий и общение по ним появляется вечером, если они еще трудятся на предыдущем месте. HR-специалисты в это время уже отправляются домой — их рабочий день заканчивается в 18–19 часов.
В диалоге hhrobot задает вопросы, которые помогают отобрать людей по нужным работодателю критериям. Чаще всего вопросы простые:
Таким образом бот проводит скоринг — распределение кандидатов на подходящих, менее подходящих и совсем не подходящих.
Результаты попадают в систему управления персоналом Talantix, но данные можно выгрузить в Excel-файл или интегрировать в другую систему. Статистика показывает, сколько человек перешли на страницу с ботом и вступили в диалог, прошли его успешно или получили отказ.
Еще одна полезная метрика — номер вопроса, на котором пользователь выходит из диалога. Это случается иногда по личным причинам, иногда сценарий разговора кажется ему неинтересным. В этом случае вопрос нужно пересмотреть и поработать над формулировками. Как правило, до конца диалога доходит более 70% соискателей.
Мы серьезно прорабатываем сценарий, по которому движется разговор. Система реагирует на семантику слов, а впоследствии ее можно «дообучить»: добавить новые фразы и сделать умнее.
Кроме коротких ответов, бот принимает развернутые: тексты, аудио- и видеосообщения. Он их не оценивает, а передает HR-специалисту. Работодатель смотрит, насколько логично рассуждает кандидат, какими презентационными навыками владеет, или просто узнает полезную информацию. Необязательно смотреть видео всех кандидатов: достаточно в системе проранжировать всех соискателей по ответам и посмотреть запись тех, кто подходит по основным критериям.
На все это — от запуска до трудоустройства и анализа результатов — может уйти меньше месяца. При этом на руках у работодателя останется сформированная воронка подбора и статистика, которую он может использовать в дальнейшем.
Кроме подбора новых сотрудников, бот решает и другие задачи.
HR-отдел не всегда может организовать интервью с каждым увольняющимся, чтобы понять причины ухода. К такому диалогу зачастую не готовы сами сотрудники. Бот снимает все барьеры: с ним можно «выпустить пар» и поделиться информацией, которую тяжело рассказать живому человеку.
Бот помогает тестировать сотрудников. Он рассчитан на быстрое и легкое общение, поэтому для личностных опросников и вербальных тестов не подходит. Пользователь обычно взаимодействует с hhrobot через мобильное устройство. А большие таблицы и длинные тексты требуют широкого экрана и сосредоточенности.
Некоторые компании с помощью бота оценивают удовлетворенность сотрудника условиями работы и подводят итоги испытательного срока. Или же помогают новым коллегам найти ответы на вопросы: например, где сидит HR или как получить шаблон заявления на отпуск. Если бот чего-то не знает, он зафиксирует вопрос и позже сможет давать на него ответ.
Компании-заказчику достаточно согласовать сценарий: за всю разработку отвечает команда Talantix. Мы предлагаем воспользоваться шаблоном скрипта, который можно адаптировать под себя. Но некоторые клиенты приходят и со своими сценариями.
Как строятся вопросы?
После согласования всех используемых изображений и текста, команда проекта начинает разработку. В среднем программирование бота занимает 1–2 дня.
Бот не ищет кандидатов самостоятельно, он работает с другими инструментами. В HeadHunter это лидогенерация, сервис таргетированной рекламы Clickme и рассылка по базе. Пользователь переходит по пришедшей ему ссылке и общается с ботом в браузере или продолжает разговор в Facebook или Viber. Но 95% пользователей, по нашему опыту, остаются в браузере.
Кнопку hhrobot также размещают и на карьерной странице компании либо в соцсетях в виде виджета. Нажимая на кнопку, человек остается на посадочной странице, и поверх нее открывается диалоговое окно с чатом.
Добраться до бота можно и другими путями: считать QR-код или наткнуться на джоб-киоск в местах, где есть потенциальный поток кандидатов. Джоб-киоск — это устройство (например, планшет или компьютер), на котором установлен бот. Такие планшеты, например, установили в IKEA. Пользователь отвечает на вопросы прямо на устройстве. В случае с QR-кодом соискатель сканирует его и уже общается с помощью своего смартфона.
За 9 месяцев существования hhrobot мы реализовали 150 проектов.
Для компании Heineken создали бота с 19 вопросами в рамках программы Graduate Recruitment. Перед нами стояла задача отобрать молодых специалистов, в том числе студентов, для стажировки в компании. Heineken искала узких специалистов, к которым предъявлялись высокие требования. Проект был срочным: на разработку бота выделили всего 2 дня, и нужно было не просто провести отбор, но и донести информацию о программе стажировки. Искали претендентов среди студентов определенных специальностей и университетов, обязательным было знание английского.
Еще один яркий кейс —
В чат-ботах нас вдохновляет то, что их применение ограничивается только фантазией. Они автоматизируют самые тяжелые и рутинные операции, оставляя HR-менеджерам время на принятие серьезных решений. А для кандидатов это идеальный способ общения: в удобное время и с мгновенной обратной связью. Они это ценят.
Хотите создать чат-бота для своих целей?